Биография Джека Лондона

Лондон (London), Джек [наст, имя Джон Гриффит Лондон] (12.1.1876, Сан-Франциско - 22.XI.1916, Глен-Эллен, ок. Сан-Франциско) - прозаик. Рос в бедной семье. Отец, "профессор астрологии", У. X. Чэни отказался от сына. Мать, Флора Уэллман, вышла замуж за 40-летнего вдовца, разорившегося фермера, Джона Лондона, усыновившего ребенка. Детские и юношеские годы писателя - нужда, тяжелая работа, поиски идеала. Работал на консервной фабрике, был "устричным пиратом", матросом, бродягой.

Джек Лондон
Джек Лондон

В 1896 г. поступил в Калифорнийский университет, но вскоре оставил его из-за недостатка средств и неудовлетворенности системой обучения. Работал в прачечной.

В 1897 г. отправился на Аляску, где началась "золотая лихорадка". Пробыв там год, возвратился таким же бедняком, каким и уехал.

Первый рассказ Лондона - "Тайфун у берегов Японии" - был опубликован сан-францисской газетой "Колл" (1893), но литературная известность пришла к нему в 1900 г., когда вышел в свет первый сборник северных рассказов "Сын волка" (The Son of the Wolf). За ним последовали "Бог его отцов" (The God of His Fathers and Other Stories, 1901), "Дети мороза" (Children of the Frost, 1902), "Зов предков" (The Call of the Wild, 1903), окончательно упрочившие его литературную репутацию.

Начиная с 90-х гг. XIX в. Лондон принимал - активное участие в американском социалистическом движении: состоял членом социалистической рабочей партии, а потом, с 1901 г.,- членом социалистической партии, выступал на митингах, собраниях, читал лекции на политические темы, писал статьи о рабочем и социалистическом движении, которые позднее были объединены в сборники "Война классов" (The War of the Classes, 1905) и "Революция" (Revolution and Other Essays, 1910). В отличие от подавляющего большинства американских и западноевропейских социалистов того времени призывал к активной борьбе с капитализмом, не отвергая революционного насилия. Восторженно встретил известие о русской революции 1905 г. Под ее непосредственным влиянием написал эссе "Революция" и роман "Железная пята". Не избежал воздействия модных в то время учений Г. Спенсера и Ф. Ницше. Социализм его не был строго научным. Он отвечал уровню социалистического сознания в США того времени и носил анархо-индивидуалистический характер.

В эстетических взглядах писателя преобладали реалистические тенденции. Выступал за изображение жизни как она есть, без прикрас и умолчаний, настаивал на отражении в литературе классовой борьбы. Важность этого вопроса подчеркнул в статье "Фома Гордеев". Знакомый с произведениями И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого Лондон ставит реализм М. Горького на более высокую ступень: сила протеста против социального зла становится у него одним из важнейших критериев оценки писательского творчества. Защищая основы реализма, в то же время на всю жизнь сохранил любовь к романтике. Лондона можно считать продолжателем романтических традиций Дж. Ф. Купера, Г. Мелвилла, Б. Гарта. В некоторых произведениях заметно также влияние натурализма ("Закон жизни", "Железная пята").

Особый цикл в творчестве Лондона образуют северные рассказы. Капиталистическому обществу с его собственнической моралью противопоставлен дикий, суровый север, где жизнь труднее, но и свободнее, где людям легче дышать,- "История Джис-Ук" (The Story of Jees Uck), "Смок Беллью" (Smoke Bellew).

Во многих рассказах Лондон создает привлекательный образ сильного, смелого, гуманного человека, не отступающего перед трудностями и опасностями. Мэйлмют Кид - один из любимых героев писателя: "На сороковой миле" (The Men of Forty-Mile), "Белое безмолвие" (The White Silence), "Северная Одиссея" (An Odyssey of the North), "Мужество женщины" (Grit of Women). Одна из центральных тем у Лондона - романтика борьбы с природой, например в рассказе "Любовь к жизни" (Love of Life), высоко оцененном В. И. Лениным. В ряде рассказов ставится тема развращающего влияния современной буржуазной цивилизации на быт и нравы северной страны: "На конце радуги" (At the Rainbow's End), "Исчезновение Маркуса О'Бриена" (The Passing of Marcus O'Brien), а также показана трагическая судьба индейцев: "Лига стариков" (The League of the Old Men), "Смерть Лигуна" (The Death of Ligoun). Писатель осуждает тех, кто явился на Север только ради наживы: "Человек со шрамом" (The Men with the Gash), "Тысяча дюжин" (The One Thousand Dozens). Неповторимо художественное своеобразие северных рассказов. Для них характерны "романтизм в реализме" и "реализм в романтизме", романтизированные и героические образы. Северная природа в его произведениях величественна и грандиозна.

Северные рассказы - своего рода пробный камень для общей оценки творчества Лондона. Именно их имеют в виду критики (К. Ван Дорен, Р. Чейз, У. Торп и др.), когда характеризуют Лондона как писателя школы "красной крови", видя в нем лишь автора "развлекательных" произведений, популяризатора идей Спенсера и Ницше. Для таких выводов достаточных оснований нет. Если в рассказах "Сын волка" (The Son of the Wolf), "Люди солнечной страны" (The Sunlanders), "Закон жизни" (The Law of Life, 1902), романе "Дочь снегов" (A Daughter of the Snows, 1902) преобладает спенсерианское влияние, то есть десятки других, в основе которых гуманизм и демократизм, любовь к людям. Это относится и к знаменитым "Зову предков" (The Call of the Wild, 1903) и "Белому клыку" (White Fang, 1906).

Критика ницшеанства прозвучала в романе "Морской волк" (The Sea Wolf, 1904), где писатель осуждает культ силы и преклонение перед ней, жизненную практику "сверхчеловеков". Он писал, что его книга "является атакой на ницшеанскую философию".

Важным событием в американской литературе конца XIX - начала XX в. стало создание "Железной пяты" (The Iron Heel, 1908). Главные темы романа: социальная несправедливость, классовая борьба, право угнетенных на революционное ниспровержение власти капитала - проблемы жгучие, наболевшие, до Лондона, по сути дела, не затрагивавшиеся. Крупное художественное достижение писателя - пророческий образ-символ Железной пяты, правительства фашистского типа.

Привлекателен образ нового человека - героя Эрнеста Эвергарда - революционера, борца за интересы трудящихся. В "Железной пяте" есть четкая положительная программа, стремление прорваться в новые сферы социальной жизни, призыв к лучшему будущему для миллионов и борьбе за него. Предвидя огромные трудности на пути революционного движения в Америке, Лондон верит в грядущую победу рабочего класса. С социализмом связаны движение вперед, прогресс человечества - основная идея "Железной пяты", и в этом смысле роман стал одним из самых значительных явлений американской социалистической литературы.

Социально-психологический роман "Мартин Идеи" (Martin Eden, 1909) характеризует глубокое проникновение в психологию и жизнь писателя, его творческие стремления, интересы и взгляды. История Мартина Идена - трагедия художника, обусловленная конфронтацией с буржуазной, мещанской средой, враждебной настоящему искусству и таланту, еще один вариант "американской трагедии", темы, ставшей одной из центральных в американской литературе XX в.

Сильны жизненной правдой рассказ "Мексиканец" (The Mexican), пьеса "Кража" (Theft, 1910), некоторые из южных рассказов, повесть "Первобытный зверь" (The Abysmal Brute, 1913). Вместе с тем в повести "Приключение" (Adventure, 1911), романах "Лунная долина" (The Valley of the Moon, 1913), "Мятеж на Эльсиноре" (The Mutiny of the Elsinore, 1914), повести "Алая чума" (The Scarlet Plague, 1915) и других произведениях отразилось нарастание противоречий в мировоззрении писателя. Лондон вступает в период глубокого духовного кризиса, который обостряется к концу жизни. Он отходит от рабочего движения, перестает участвовать в общественной деятельности, в 1916 г. выходит из рядов социалистической партии (что, однако, свидетельствовало о разочаровании не в социализме вообще, а в реформизме и оппортунизме).

Умер писатель неожиданно. Врачи установили, что смерть наступила от чрезмерной дозы морфия. Многие исследователи полагают, что Лондон, как и его герой Мартин Идеи, покончил жизнь самоубийством.

Еще в дореволюционное время Горький оценил Лондона как одного из основоположников пролетарской литературы в США. Русская критика уже тогда считала Лондона выдающимся представителем не только американской, но и мировой литературы. На его книги откликнулись известные русские писатели - Л. Андреев, А. Куприн, Ф. Сологуб,- давшие им высокую оценку. После Великой Октябрьской социалистической революции резко увеличилось как издание книг Лондона, так и количество работ о нем.

О Лондоне писали А. В. Луначарский и В. В. Боровский. В противовес многим американским литературоведам, акцентирующим "ницшеанство" Лондона, отождествляющим его выход из социалистической партии с отказом от веры в идеалы социализма вообще, советская критика высоко ценит гуманизм, мужество рассказов Лондона, его социальный оптимизм. Произведения Лондона неоднократно шли на сцене, экранизировались, служили основой для телевизионных постановок. Одна из таких работ была предпринята еще В. Маяковским, написавшим по мотивам "Мартина Идена" киносценарий "Не для денег родившийся" (1919).

Автор: В. Богословский

Источник: 'Писатели США. Краткие творческие биографии'\\Сост. и общ. редакция Засурского Я., Злобина Г., Ковалева Ю - Москва: Радуга, 1990.





© Злыгостев Алексей Сергеевич, 2013-2015
При копировании материалов просим ставить активную ссылку на страницу источник:
http://jacklondons.ru/ "JackLondons.ru: Джек Лондон (Джон Гриффит Чейни)"